20апреля 2021

Какова роль руководителя в японских компаниях

Японская система управления персоналом сильно отличается от общепринятой на Западе системы. В российских и американских компаниях руководство принимает все важные решения, отдает распоряжения, берет на себя ответственность за любой важный шаг. Но японский бизнес, где роль саморегуляции внутри компании очень велика, на первый взгляд мог бы существовать и без контроля со стороны начальства. Директору остается только отдавать приказы нижестоящим сотрудникам, а все остальное они сделают сами…

Действительно ли начальство крупных японских компаний принимает минимальное участие в рабочем процессе, или ведение бизнеса в Японии требует не меньшей, а то и большей вовлеченности в жизнь компании?

Компания выращивает для себя руководство

Для начала стоит отметить, что обычно руководители крупных и малых компаний десятилетиями прокладывают себе путь к уютному кожаному креслу. Малый бизнес в Японии часто передается по наследству, но и здесь сложно представить себе ситуацию, в которой кресло директора переходит к юному и неопытному сыну предыдущего руководителя. Обычно наследнику предстоит поработать под начальством отца лет двадцать. Если он не будет заинтересован в продолжении семейного дела или проявит себя с худшей стороны — его заменит более перспективный кандидат, не связанный с руководителем кровным родством.

Неудивительно, что руководитель, который посвятил всю свою жизнь труду на благо родной компании, будет относиться к своему делу с большей ответственностью, чем вчерашний студент, устроившийся на высокую должность благодаря родительской протекции. Не стоит даже сравнивать их жизненный и рабочий опыт. Однако зачастую пожилые руководители отличаются доходящей до ретроградства консервативностью, что может стать их слабой стороной.

Японские компании тратят на каждого своего работника в 3-4 раза больше средств, чем американские. Для японца непрерывное образование — часть трудового процесса, и, в среднем, каждый работающий японец посвящает обучению новым навыкам дополнительные 8 часов в неделю.

Директор предполагает, сотрудники располагают

Вездесущий и всеобъемлющий коллективизм — вот чем европейцев зачастую удивляет Япония. Экономика и бизнес страны восходящего солнца подчиняются все тем же принципам: общественное важнее личного, интересы семьи важнее интересов каждого из ее членов, интересы компании важнее интересов ее сотрудников. В том числе — важнее интересов начальства, разумеется.

В связи с этим все важные решения принимаются не единолично и не в узком кругу руководства. К их обсуждению привлекаются все так или иначе заинтересованные данной темой лица, независимо от занимаемого в фирме положения. Глава компании, совет директоров или иные задействованные в управлении компанией лица формулируют задачу и передают ее на детальный анализ нижестоящим сотрудникам. После всестороннего обсуждения документ возвращается к начальству, где визируется, и лишь после этого он вновь спускается вниз для исполнения.

При этом не стоит недооценивать роль начальства, которое должно грамотно сформулировать задачу для совместного решения. Без запроса «сверху» в японских компаниях не изменится даже меню в столовой. Коллектив принимает участие в обсуждении общих вопросов, но нижестоящие сотрудники не могут ни выдвигать собственные предложения, ни тем более действовать самостоятельно, даже в интересах коллег и фирмы. Инициатива в подобных ситуациях бывает наказуема.

Вся процедура принятия коллективных решений носит название «рингисе». Этот термин образован из двух китайских иероглифов: «рин» («спрашивать с нижестоящего») и «ги» («совещаться», «обсуждать», «обдумывать»).

Есть контакт!

Еще одна важная задача руководства — налаживание контакта с потенциальными партнерами. Тесные связи пронизывают весь крупный и малый бизнес в Японии: особенности местного менталитета нашли свое отражение и здесь. Поэтому директор любой компании много времени проводит за неформальным общением в кругу высокопоставленных коллег. Устные договоренности для японцев имеют ту же силу, что и письменные, и зачастую важные деловые вопросы решаются не в кабинете, а в пенистых водах горячих источников после чаши саке.

Интересно, что со своими подчиненными японские руководители тоже стараются поддерживать тесные контакты в нерабочее время. Ведь для жителя Японии компания — это своего рода большая семья, а глава семьи просто обязан уделять внимание своим домочадцам. Поэтому чаще всего выпивку и закуски во время корпоратива-номикая оплачивает именно директор или начальник отдела.

Поэтому без развитых социальных навыков руководителю крупной или малой компании не обойтись: на японском бизнес-поприще никто и никогда не сможет прийти к успеху, полагаясь исключительно на себя.

Японский деловой этикет сильно отличается от европейского. И его несоблюдение со стороны гайдзинов зачастую препятствует заключению перспективных сделок: неуважения к своим традициям жители консервативного Востока не любят.

Законы, по которым живет и развивается бизнес в Японии, могут показаться странными и непонятными жителям США, России или Германии. Но иногда они поражают своей эффективностью в тех ситуациях, в которых западный подход не работает.

Оставить комментарий

Свяжитесь с нами

Позвоните менеджеру напрямую или оставьте заявку в форме ниже. Мы перезвоним в рабочее время.
Каори Сонода
+7 (495) 211 58 60
Нажимая на кнопку “Заказать звонок”, я даю согласие на обработку персональных данных